Рубрики
Мотивация. Как себя мотивировать.

Мотивация. Как себя мотивировать?

Мотивация это естественное желание что-то делать. А что, если естественная мотивация не генерируется? И вопрос не в том, чтобы хотеть, а в том чтобы делать. 

«Если вы делаете только то, что можете, вы никогда не будете больше, чем вы уже есть»(м/ф Кунг Фу Панда 3)

Мотивация это естественное желание что-то делать. Интерес, воодушевление, непринужденно возникающие в человеке, и побуждающие его делать то, что вызывает интерес.

Мое личное мнение, что подобная (естественная) мотивация не контролируется человеком. Она либо есть, либо нет. Она раскрывается, как цветок, в свое время, и для выполнения определенных задач, заданных человеку в этой жизни. И человек, как пчелка, устремляется делать то, что так его влечет. Потому что это делает его счастливым, волшебным образом осмысливает жизнь, дает силы, энергию, веру в себя и способность свернуть горы.

Вызвать подобную мотивацию человек может, если найдет (осознает) то, что называется предназначением или миссией. Или если просто будет следовать тому, что ему делать нравится, развивать свои интересы, по ходу пытаясь обобщить их все в единый действенно-смысловой контекст.

С другой стороны мотивацией также называют способность человека стимулировать себя делать то, что он делать не хочет, но нужно (правильно) по каким-то причинам.

Именно этому, второму пониманию слова «мотивация» и посвящено много статей, видео и тренингов. Люди ищут действенные для них способы стимулировать себя (или других) на выполнение действий, заданий, которые для них не интересны, которые не вызывают естественного желания их выполнять. Но которые, согласно каким-то внутренним субъективным убеждениям, выполнить надо.

Итак, что делать, если естественная мотивация не генерируется. И вопрос не в том, чтобы хотеть, а в том чтобы (с)делать.

  1. Договориться с самим собой (с кем-то);
  2. Манипульнуть собой (кем-то);
  3. Не делать (поручить кому-то или забить).

Как договориться с самим собой.

Этот метод мотивировать себя особенно действенен, если то, что необходимо (но не хочется) (с)делать, является скучным, но важным элементом в достижении чего-то большего и очень важного для вас (или для человека, который важен для вас). И никто, кроме вас, этого сделать не может.

Например, рутинная офисная работа, учеба в школе (университете), уборка, подготовиться и сдать какой-то трудный и нужный экзамен, написать дипломную, диссертацию.

Чтобы договориться с собой, вы апеллируете к логике. Вам нужно найти убедительную причину делать то, что нужно. Самой убедительной причиной есть связь нужной деятельности с ведущими мотивами человека. Что мне это даст? И связь должна быть явной.

  • Если я это сделаю, я выделюсь из толпы (серой массы); выбьюсь в люди; меня заметят; я буду первым, кто это сделал; докажу всем (себе), что я победитель (а не лузер!); заработаю много денег; стану известным (знаменитым, успешным, независимым, влиятельным, богатым, свободным, уверенным в себе); обрету душевное равновесие; понравлюсь Тарасу (Олечке); смогу купить квартиру (выплачу долбаный кредит!); получу повышение; приобрету очень важный опыт; любимый и дорогой человек будет счастлив; отомщу кому-то; добьюсь нужного мне результата; наконец, наступит спокойствие; принесу пользу людям; отплачу кому-то сполна; повышу свою стоимость на рынке; перестанет мучить совесть; буду красивой и привлекательной (и получу все, что хочу от мужчин!); буду нравиться себе в зеркале и носить все, что хочу; перестанет болеть спина (поджелудочная, суставы…); мир станет лучше; …)
  • Если я это не сделаю, то будет что-то плохое (заберут, пропадет, исчезнет каким-то образом то, что для меня важно): от меня уйдет Никита (Наташенька), придется делать операцию; уволят; меня осмеют (опозорят); будет мучить совесть; босс (мать, теща) разозлится и житья не будет; мне будет стыдно; потеряю кучу денег (авторитет, статус); все скажут, что я неудачник (слабак); не поеду в Париж; не добьюсь нужного мне результата; останусь одиноким; я заболею; кто-то важный для меня умрет или заболеет; меня убьют (я умру).

Идея, я думаю, понятна. Найдите связь между тем, что вам нужно сделать, и тем, что для вас важно (или возможностью избежать что-то плохое). Если же этой связи нет или вы не можете ее найти, задайтесь вопросом: А с чего я решил, что мне это нужно? Может, вообще не делать тогда?

Злоупотребление такой стимуляцией может быть чревато неприятными последствиями. Бывает, человек долго «мотивирует» себя таким вот образом. Договаривается сам с собой, убеждает, (используя свои ведущие мотивы). Но в реальности, мотив не реализуется этой деятельностью. Как результат, он перестает работать. Прекращает вызывать стимул делать что-то. Наступает перегорание. В итоге – депрессия, апатия («а пошли вы все нафиг!»). И человек либо деградирует (психологически – лень, или физически – попросту заболевает), либо пересматривает свои приоритеты и меняет жизнь.

«Основным желанием подсознания большинства людей в настоящее время является желание ничего не делать, то есть лень. Это связано с сильной перегрузкой человека ложной, несвойственной ему деятельностью и ускорением темпа жизни» А.Подводный

Часто не хочу происходит от трудно. Выгода от результата трудного действия (для которого нужна мотивация) очевидна и связана с ведущим мотивом. Но, тем не менее, выполнение задания требует таких больших затрат сил, терпения и времени, что – не хочу! Обычно это действия процессные, требующие регулярных усилий (и теряющие смысл без них).

Например, бегать каждый день по 5 км, вставать утром пораньше, учить английский, заниматься в тренажерке, не есть на ночь, похудеть (и оставаться худым), научиться играть на музыкальном инструменте, медитировать, бросить плохую привычку (курить, пить, опаздывать, играть в компьютерные игры).

Т.е это действия, смысл которых в том, чтобы постоянно поддерживать процесс.

Способность мотивировать себя в выполнении подобных дел в большей степени определяет готовность человека выйти из зоны комфорта. Здесь проблема с мотивацией возникает у людей, привыкших к быстрым результатам. Или в целом тех, кого мотивирует результат, а не процесс. Если они не получают удовольствия от процесса, они бросают занятие. Хотя и видят явную выгоду от него. И чтобы не испытывать уколов совести, оставаясь в зоне комфорта, жутко рационализируют! Например: «Если не нравится, значит не мое!»

Все так. Только здесь нужно кое-что для себя понять. Не нравится, потому что трудно? Или не нравится, потому что оно мне нафиг не нужно?

Один из способов стимулировать себя на выполнение нужных, но неприятных действий это манипульнуть собой.

Напомню, мы говорим о том, что делать, если естественная мотивация не генерируется. И вопрос не в том, чтобы хотеть, а в том, чтобы (с)делать.

Как манипульнуть собой.

По сути, это означает создать искусственный мотив, придумать логическое объяснение, ради и по причине которого стоит делать то, что нужно. Или создать проблему, которая решается выполнением нужного действия.

  • Начать!

Тут действует принцип севшего аккумулятора. Нужен первичный толчок, чтобы стартануть, а потом аккумулятор заряжает себя сам во время езды. Главное – преодолеть первичное сопротивление материи (состояние покоя), а потом дело пойдет легче, по инерции.

«Аппетит приходит во время еды»

Как шкаф, который влип в линолеум от долгого стояния, трудно вначале сдвинуть с места. Но уж если сдвинул, то дальше проще.

Или космический корабль, большая часть которого состоит из баков с горючим, необходимых для того, чтобы преодолеть гравитацию земли. Но чем дальше от земли, тем меньше нужно усилий. Потому что гравитация становится меньше. Так и у нас с вами.

Начинаешь «со скрипом», а потом разгуливаешься. Глядишь, уже и бодренько делаешь, и хочется, и интересно. В основном, потому что начинает получаться. Видишь первые результаты, которые мотивируют, придают уверенности в себе. Замечаешь побочные выгоды от процесса, это тоже стимулирует. Бывает, начинает нравиться сам процесс. Или попросту привыкаешь к нему, он как-то органично вписывается в твой день. Да и просто сама энергия действия заряжает!

– Может, встанешь, а? Правда, Надь, расходилась бы? Тут чего-то там подсуетишься. Там чего-нить поделаешь! (к/ф Любовь и голуби)

Начните, зная, что потом будет легче. Просто встаете и начинаете делать.

  • Поставить (усугубить) сроки выполнения задачи.

Стимулирует людей, для которых выполнить срок – вопрос чести. Про таких людей говорят, что они хорошо работают под стрессом. Они обычно знают об этой своей особенности и специально создают кризисную ситуацию – оставляют все неприятное, нудное на последний момент. Но интуитивно чувствуют, сколько времени им нужно. А потом все делают одним махом и на огромной скорости. Есть риск ошибок, конечно. Но в основном этот метод работает очень хорошо.

Рутинная домашняя работа, как правило, не имеет ярко выраженной необходимости выполнения ее к определенному времени. Для нее этот способ неплохо работает, если придумать приемлемую причину постановки дедлайна. Или награду за окончание, следующую за выполнением именно в эти сроки. Хорошо действует с небольшими, короткими, скучными заданиями, которые, тем не менее, нужно сделать.

«Мне нужно помыть полы до 2 часов, потому что в 2 начнется моя любимая передача». «Нужно приготовить еду до завтра, чтобы уже завтра гулять весь день». «Необходимо доделать этот отчет за сегодня, чтобы не брать на выходные». «Надо прямо сейчас поменять туалет коту, чтобы все это выкинуть вместе с мусором, когда буду выходить на улицу». «Сейчас закончу и пойду кушать!»

Тут очень важно, как и во всех манипулятивных методах, не включать логику («а почему, собственно, я не могу помыть полы после передачи?»). Придумали, зацепило? Делайте!

  • Пообещать кому-то (себе).

У многих людей есть страх позора, осмеяния. «Что скажут люди!». Ну, или воспитанное с детства убеждение «дал слово – держи!» И можно все это использовать, чтобы мотивировать себя что-то делать.

Объявить, например, в соцсети среди знакомых и друзей, что вы собираетесь похудеть на 10 кг через 4 месяца. И в доказательство выложить фото для всеобщего обозрения (до и после). Именно тот факт, что мало кто решится на это, говорит о том, что это действенный метод. Это действительно сильный способ сдвинуть себя с мертвой точки. Правда, есть риск отката назад после достижения цели (через 4 месяца). Но есть и шанс, что, увидев свой успех, вам захочется сохранить его (или продолжить). А также за 4 месяца вы выработаете ряд полезных, поддерживающих ваши устремления, привычек. А привычка это очень сильная энергия действия.

Я встречала людей, которые просто обещают самому себе. И делают! «Я мужик или тряпка?» «Мужик сказал – мужик сделал!» Женщины, придумайте свои, женские, убеждения сами! 🙂

  • Приобрести привычку.

Кстати, о привычках. Как сложно отказаться от плохой привычки знают или слышали, наверное, все взрослые. Курить, есть на ночь, ругаться, кусать ногти, использовать слова паразиты, ложиться поздно. Как только возникает триггерная ситуация (провоцирующая нежелательное поведение) будто магнитом, бессознательно, тянет делать привычное действие. Когда-то мы часто повторяли его в триггерной ситуации, и оно зафиксировалось условным рефлексом. И отучить себя очень трудно.

Так почему же не приобрести хорошие привычки? Чтобы то, что нужно, полезно и желательно повторялось просто потому, что мы к этому привыкли?

Кто учился в университете или институте, знает – сначала ты работаешь на зачетку, потом зачетка работает на тебя. Вот и нам сначала нужно поработать, чтобы выработать нужную полезную привычку. А потом она будет работать на нас и для нас! Сколько там нужно дней? 20? 30? 40? Два месяца? Неважно! Это ничто, по сравнению с рефлекторной энергией выработанной привычки.

Начните с малого. В тайм менеджменте есть такой прием – «съесть жабу». Это значит регулярно, в назначенное для этого время делать маленькое противненькое, но нужное действие. Сделал и фух! «Я свою жабу сегодня съел!”

Например.

Каждый день утром вы делаете планку (пресс). Начните с минимального количества времени (раз), которое комфортно делать. Вначале, смысл не в достижениях, а в выработке привычки делать.

Каждый день перед тем, как начать работу (или перед уроком с учителем), вы 10 – 15 минут читаете (а не учите!) незнакомые слова на английском (или на том иностранном языке, который пытаетесь выучить).

Каждый вечер, придя после работы, вы 5-10 минут делаете упражнения для спины (шеи).

Утром и вечером, когда едете на работу и домой в общественном транспорте, и еще один раз во время обеденного перерыва, вы делаете зарядку для глаз. Садитесь в маршрутке (метро, троллейбусе), закрываете глаза рукой и вперед!

Каждый понедельник и четверг (например) вы не едите после 18 (20). Вообще ничего.

Причем чем меньше «жаба», тем легче она приживается. Начните с малого – 5-10 мин (1-2 раза в неделю), но постоянно! Потом, когда поведение станет привычным, когда сознание увидит выгоду от постоянного применения какого-то действия, будете потихоньку расширять его спектр или удлинять процесс.

Идея понятна? Изобретите свои «жабы» с нужными вам делами.

Продолжаем говорить о том, как манипульнуть собой, чтобы выполнять нужные вещи, которые делать не хочется. Если вам не нравится идея манипулирования, сразу переходите к пункту «Что делать, если не удается мотивировать себя?» в конце этой статьи.

  • Поспорить с кем-то на то, что для вас очень важно.

Один мой знакомый, тренер, сильно потолстел и не мог похудеть. Он поспорил с другом на очень большую сумму денег, что похудеет. Похудел. Сказал, что из тренажерки не вылазил последние два месяца поставленного срока.

  • Превратить в игру.

Хорошо работает с детьми или людьми с хорошей фантазией.

Мультфильм «Кот в колпаке» смотрели? Посмотрите! К скучающим во время недельного дождя детям приходит кот. Квартира превращается в фантастическое место, и приключения начинаются. На примере этого мультика можно организовать уборку квартиры с детьми.

«А это вовсе и не шкаф, а это вовсе и вокзал!» (м/ф «Кот в колпаке»)

Или другой мультик «Шкатулка с секретом». Где мальчику снится сон, как он путешествует по музыкальной шкатулке, в поисках поломки.

У взрослых тоже много фантастических сюжетов. Властелин колец, Дозоры, Вампиры, Вий. Оденьте свой мир в одежки любимых героев. Нудные и трудные задания превратите в квесты, испытания и подвиги. А наградой будет моральное удовлетворение от осознания выполненного долга.

«Делай то, что должен, и свершится, чему суждено» (Марк Аврелий)

Или важный урок, меняющий характер инсайт. А также приобретенный редкий и трудный навык или изменение отношения к вам нужных вам людей.

  • Награждать себя чем-то приятным за выполнение чего-то неприятного, но нужного.

Приступая к очередному трудному, скучному, но важному заданию, задумайтесь – какое можно придумать себе вознаграждение за содеянное и выполненное? Маленький приз для выполнения нужного действия. Что-то, что вы сами цените. Потому придумать поощрение желательно самому. Тогда мысль о получении приятной награды даст первичный стимул к выполнению. Либо, как маленький огонек свечки, будет согревать душу в процессе работы. Хорошо работает и с детьми, и с взрослыми.

Например.

“Сейчас пробегу 4 км и поем клубнички. Закончу отчет и закажу суши. Два часа пишу, потом час смотрю сериал. Закончим уборку и пойдем гулять (пить пиво). Сделаешь математику и можешь поиграть в свою компьютерную игру. Докопаем картошку и пойдем на речку купаться. Сделаю вот это, это и это и полежу. Если презентация товара (запуск бренда) пройдет успешно, куплю себе новый телефон (то красное платьице в Marks&Spencer). Если школу закончишь хорошо, поедешь на море, а не к бабушке в деревню (подарим тебе электросамокат)”.

  • Разбить объемное дело на более мелкие задания.

Если задача сложная и долгая, то стоит разделить ее на более короткие и легкие задания. И распределить на несколько дней. Если еще выполнение каждого задания стимулировать разными описанными в этой статье методами, то и глазом моргнуть не успеете, как трудное дело будет выполнено.

«Любую цель можно достичь, если разделить ее на некоторое число выполнимых и осуществимых задач»

  • Составить список и вычеркивать.

Бывает, разные нужные рутинные дела как-то постепенно накапливаются и висят на задворках сознания тяжкой ношей невыполненного забытого долга (незакрытого гештальта). В таком случае специалисты тайм менеджмента советуют переложить «ношу» на бумагу. Составить список всех дел, которые нужно выполнить. По опыту знаю, это сильно облегчает «оперативную память». Реально, становится легче. Убирается заноза а ля «вдруг, что-то забуду».

Плюс, если держать этот список перед собой и время от времени пробегать его глазами, то можно будет выбирать самое подходящее на данный момент (по самочувствию), выполнять и вычеркивать! Очень приятное зрелище – список с почти всеми вычеркнутыми пунктами.

«Какой я молодец!» 🙂

Более того, желание повычеркивать как можно больше вынуждает человека бессознательно искать стимулирующие способы поскорее выполнить побольше заданий из списка.

Например, группируешь маленькие похожие задания, которые можно сделать за раз и вычеркнуть все разом! Ооо! 🙂

Или, просматривая в очередной раз листочек, неосознанно планируешь выполнение заданий, по одному тебе понятным и часто неосознанным критериям. Просто смотришь на список и знаешь – “обзвон должников завтра утром буду делать, перед планеркой. А проверку счетов – сегодня вечером до ухода домой. А редизайн презентации на выходные возьму, если до конца недели не успею…”

А пункт «разобрать бумажки в столе», как всегда, неизбежно перейдет в следующий список 🙂 

  • Начинать с самого приятного (неприятного).

Если на руках целый список дел, то некоторым людям легче мотивировать себя, начиная с самого приятного задания. Некоторым – оставить приятное под конец. А у вас как?

  • Просто делать.

Как сказала одна моя знакомая своей дочери, которая не хотела мыть полы: «А хотеть тут не нужно. Просто берешь и моешь!»

Есть люди, которых мотивирует (стимулирует) долг. Таких людей считают ответственными. Они просто делают то, что нужно. Иногда даже не осознавая, почему. Есть такое слово «Надо!». И все тут. Вот как звучат убеждения этих людей:

  • “Я должен, потому что не могу иначе.
  • Я должен, потому что тогда я буду молодец!
  • Надо, потому что это правильно, хорошо, важно («я так чувствую, верю»).
  • Это моя обязанность (работа)!
  • Раз начал, то нужно закончить.
  • Кто-то же должен это делать!
  • Я должен, потому что всегда так делал (все так делают).
  • Должен ради детей (семьи, любимой, родины, мамы …).
  • Я должен, потому что …” дополните сами.
  • Рефрейминг неприятного действия.

Это означает переформулировать задание так, чтобы оно вдохновляло на выполнение больше, чем раньше. Найти скрытые (неявные) мотивы для выполнения. Здесь поможет слово «зато».

  • “Я не просто убираю, я понижаю риск для себя и моей семьи заболеть.
  • Бегать трудно и неприятно, но он полезен для здоровья (легкие, сердце, кровообращение в целом, суставы ног…), для похудения, общего самочувствия, и после бега я чувствую себя на душевном подъеме и хорошо сплю.
  • Я засиживаюсь на работе допоздна, зато у меня зп в два раза больше, чем раньше, и вообще, это только первый месяц, пока я все здесь налажу и со всем разберусь.
  • Да, я взяла эту работу на выходные, но зато мой босс отпустит меня в следующую пятницу с работы, и мы сможем поехать на море на три дня, а не на два.
  • Я английские слова не учу, а читаю (лучше 5 минут почитать, чем 30 минут не учить).
  • Хоть это и не моя обязанность, но эта презентация не такая важная и срочная. И у меня будет время и возможность разобраться с Power Point.
  • Да, я бесплатно помогаю Пете ремонтировать его машину. Но зато потом, когда мне понадобится машина (помощь), я обращусь к нему.
  • Эти конференции – скукотища! Но там полно нужных людей!”

Мне, как коучу, очень часто приходилось слышать истории о том, как то, что делалось без энтузиазма и понимания «зачем?» в прошлом, давало в результате неожиданные преимущества в будущем.

  • Отвлекать себя в процессе. Совместить полезное с приятным.

Великое изобретение конца 20 века – аудио книги.

Бегать и слушать аудио книжки. Стоять в пробке и слушать английский. Заниматься консервированием на зиму и слушать. Убирать (гладить, готовить) и читать Кинга, Устинову, Лукьяненко, Пелевина, Достоевского. Милое дело!

А дела реально делаются гораздо веселее и быстрее! Если книга интересная и динамичная, то получается так, что даже с нетерпением ждешь, например, уборки, чтобы иметь возможность послушать. А необходимость делать зарядку или бег разбавляется приятным ожиданием от чтения интересной книги. Действует хорошо именно с рутинными процессами, не требующими креативного вмешательства мозга. Хотя один человек мне рассказывал, что писал докторскую под Леся Подервянского.

А как слушание книг развивает способность воспринимать информацию на слух! Через год такой практики вы не будете автоматически тянуться к ручке с листочком, когда вам рассказывают что-то важное. И за год таким способом получается прочитать от 10 до 25 книжек! Начните с художественной литературы и с чего-то очень интересного для вас. Бизнес и психологию читать в аудио формате (и что-то при этом делать) без привычки и практики будет сложно.

Один мужчина рассказывал, что переводит в аудио формат любимые фильмы: «Место встречи изменить нельзя», «Ликвидацию», «Семнадцать мгновений весны» и даже «Собаку на сене». А потом слушает их, пока чинит машину в гараже или копает картошку в огороде.

Что-то делать по дому и «смотреть» сериалы – это многим хозяйкам знакомо. Популярным становится просмотр сериалов и ютуб роликов в машине в пробках. Те, кто знает хорошо английский, слушает книги или подкасты на английском. Или учит иностранные слова, слушая аудио словари в авто, метро, маршрутках.

Найдите свои способы отвлечься и подсластить неприятное и неинтересное, но нужное дело.

  • Призвать на помощь ведущую роль.

Личность выполняет по жизни множество ролей. Сын (дочь…), мальчик, брат, внук, дядя, друг, школьник, студент, парень, муж, отец, дед, коллега, доктор наук, учитель, ведущий специалист, финансовый директор, начальник, подчиненный, работник компании такой-то, профессионал, наставник, верующий (религии), гражданин, мужчина, человек, бессмертная душа.

То дело, которое вам нужно, но не хочется делать, к какой из ваших ролей по жизни оно относится? Используйте ее, чтобы мотивировать себя делать то, что надо.

  • “Я мать. Я должна помогать детям делать дз (играть, гулять, развлекать).
  • Я профессионал. А профессионал сделает все, чтобы достичь цели в поставленные сроки.
  • Доктора наук так статьи не пишут. Нужно переписать.
  • Я, как наставник, обязан ему помочь.
  • Как гражданин, я не должен оставаться безразличным.
  • Не сделать это будет означать, что я непорядочный человек.
  • Мужчина должен помогать женщине.
  • Она моя мать, я обязан ей помочь.
  • Это мой долг, как верующего.
  • Я ее парень, а это значит, что я должен … (сделать что-то).
  • Друзья должны помогать друг другу.
  • Как дед, я не могу отказать”.

И тд. Напомню, речь идет именно о манипулятивных методах стимуляции себя что-то сделать. Создании искусственного мотива, ради которого появляется смысл делать то, что нужно.

  • Сделать из процесса результат.

Как я уже говорила, людей, нацеленных на результат, очень часто расхолаживают действия процессные, смысл которых теряется, если не делать их регулярно. Или в которых результат приходит после долгого (нудного, трудного) процесса, и затем его (результат) нужно поддерживать постоянно (теми же рутинными и неприятными действиями), иначе он пропадает.

Например, воспитание детей в целом; ходить на работу (в школу) и делать там одно и то же каждый день; бегать каждый день; учить язык (особенно слушать аудио); худеть (и оставаться худым); делать упражнения для спины (глаз, шеи); делать зарядку по утрам (регулярно ходить в тренажерку); гулять с собакой; соблюдать определенную диету (не есть жирного, жареного, соленого, острого…).

Люди, которые не любят процессы, склонны быстро терять мотивацию, если необходимые действия не дают быстрых результатов или требуют постоянных кропотливых усилий. Или они достигают результата, а потом быстро его теряют, потому что прекращают процесс.

Что делать результатникам в таком случае?

– Регулярно превращать процесс в результат (количественный), постепенно и регулярно улучшающийся.

Вам нужно бегать каждый день? Не просто пробежал один раз 5 км и гордишься собой (похвастался в инстаграм). Каждый день! Это полезно, да. Кто же спорит? Нужное дело. Но каждый день!? А результат где?

Придумайте!

Например.

Цель – целый месяц каждый день я буду бегать. Бегаете. А уже потом хватаетесь в соцсетях, что бегали каждый день в течение месяца. Результат? Да. А там глядишь, привычка выработается. Или понравится процесс, появится мотивация. Или стыдно будет бросить, ведь те, кому вы похвастаетесь, спросят потом обязательно: «А ты бегать продолжаешь каждый день?». И это будет мотивировать вас продолжать трудный, но нужный процесс. Далее, можно считать и постепенно увеличивать круги или км. Это тоже результат. Или бегать на скорость. В этом месяце я бегаю 5 км за 45 минут, а на следующей за 40. И тд.

Если речь идет о процессе изучения языка, как здесь сделать результат? Сколько слов выучил, сколько времени в день учил (слушал), сколько страниц в учебнике прошел. Составить список грамматических структур и вычеркивать по мере освоения.

Если вам нужно регулярно делать упражнения для спины (глаз, шеи), то здесь результатом может быть в том, сколько раз вы сделали в день и за один раз. И постепенно увеличивать результат, чтобы мотивировать себя его достигать раз за разом. И таким образом поддерживать нужный процесс.

В похудении результатом, конечно, является постепенное снижение веса в конкретных цифрах. Можно также измерять охват талии, бедер, ног, рук. И вести дневник изменений.

Что еще можно сделать, чтобы регулярно давать действенную энергию нужным процессам?

– Составить график процессных действий (привязать действия ко времени) и, выполняя, вычеркивать из памяти (ставить галочку – есть результат!).

Например,

«Каждый понедельник, среда, пятница я хожу в тренажерку».

«Каждый день, когда сажусь в машину, чтобы ехать на работу, первые 15 минут слушаю слова на английском (подкасты, аудиокнигу), а уже потом смотрю сериал или слушаю музыку, как обычно».

«Каждую субботу мы ходим в лес с детьми (или в развлекательный центр). А в воскресенье всей семьей в сауну с бассейном и за продуктами». Все члены семьи это знают. Подобные регулярные общие вылазки стимулируют общение, разработку неких общих правил и норм, что объединяет семейство.

«Каждый день, когда прихожу с работы я 15-30 минут (лимит времени важен для результатников!) терпеливо выслушиваю, как прошел день у детей». Они знают об этом (и о лимите времени тоже), с нетерпением ждут, готовятся. Таким образом, у детей вырабатывается привычка делиться с родителями, а у вас возможность быть в курсе того, что с ними происходит и корректировать их жизнь и ценностные ориентиры. Быть для них авторитетом, близким и доступным. Это и есть воспитание.

«Утром я вывожу собаку, вечером муж». «В течение недели я готовлю завтрак, в выходные – муж». «Я готовлю есть, муж моет посуду».

Опять же, придумайте свои графики и разделение обязанностей в выполнении неприятных, но нужных действий.

И последний манипулятивный способ мотивировать себя на выполнение трудных долгих, но нужных по каким-то причинам дел.

  • Придумайте и зафиксируйте убеждение, поддерживающее необходимое действие.

Найдите в том, что нужно делать (сделать) побочные приятные и мотивирующие вас явления. И логически оправдайте ими то, что необходимо делать. Ответьте на вопросы: Почему так важно это делать? Что хорошего, интересного, полезного в самом процессе? Что дает выполнение этого действия? Если не делать (бросить), то что будет плохого?

Вот пример убеждений, поддерживающих нужные, полезные, важные процессы:

Спорт.

«После каждой пробежки (зарядки) повышается настроение. Организм благодарит эндорфинами (гормонами счастья) за приложенные усилия. Растягивающие мышцы упражнения реально доставляют удовольствие, потянуться – милое дело! Устаю после бега и потом так приятно отдыхать (спать)! Если бросить, то потом сложно назад втягиваться».

Многие говорят, что сначала не нравится бегать, потому что тяжело. Потом втягиваются и получают удовольствие от самого процесса бега – бегут и балдеют! Некоторые рассказывали мне, что переживают внутреннюю борьбу с самим собой – бежать или остановиться – и кайфуют от того, что делают правильный выбор.

Похудение.

«Если не обжираешься, чувствуешь легкость (на желудке, на душе), отсутствие ощущения распухания, одышки, лени; нет чувства вины, что сорвался; есть повод похвастаться, вызвать зависть, похвалу других людей; возможность надеть все, что хочется; меньше денег тратится на еду и времени на готовку; восхищенные или заинтересованные взгляды противоположного пола; сам себе нравлюсь в зеркале и горжусь собой! Нормальный вес это критерий успеха. Толстых людей нельзя считать успешными. Я знаю много влиятельных богатых людей, которые тщетно пытаются преуспеть в похудении. А я преуспел! Если я смогу похудеть, значит, я смогу и денег заработать!»

Воспитание детей.

«В каждой сказке, которую я читаю ребенку на ночь, я ищу знак для себя на следующий день». «Рассказываю детям свои планы по работе на завтра, когда гуляем вечером, таким образом планирую рабочий день и общаюсь с детьми. А они учатся планировать». «Играю с ребенком в компьютерные игры – и ему интересно, и мне, и вместе проводим время. Плюс он меня учит своим трюкам, я его своим». «Укачиваю ребенка и пою ему песни Высоцкого, потому что они мне нравятся».

Ходить на работу каждый день.

Зарплата. Практика английского языка. Приобретение опыта, стажа (в международной компании, на определенной позиции, в определенных обязанностях, программах, проектах), чтобы потом была возможность найти лучшую позицию, в лучшей компании, лучшей зп, условиями. Стабильность, хорошие условия, страховка, машина.

Упражнения, тренировки.

Приятная расслабленность или отсутствие боли и напряжения в шее (спине, глазах) после упражнений. Если перестану постоянно заниматься – вернется боль. Красивый инструктор, который умеет поддержать (поощрить, похвалить, заставить). Тренироваться в группе людей с общими (похожими) интересами и ценностями. Это не просто спорт для меня, а сопричастность к эксклюзивному товариществу единомышленников. Участие в соревнованиях. Найти кого-то на тренировках, кто лучше, и тянуться за ним.

Что делать, если не удается мотивировать себя?

Если вы прочитали все перечисленные способы, и

  • ни один вам не понравился;
  • ни один вам не подошел…

…то

Забейте на «нужное» дело. Или поручите кому-то, если есть кому.

Оно явно вам не нужно. И потому в каждом предложенном методе мотивировать себя на выполнение вы ищете повод его отвергнуть.

«Такое горе и утешения не желает, чувством своей неутолимости питается» Ф. Достоевский «Братья Карамазовы».

Если у вас есть цель, которую вы не можете достигнуть, или вы хотите разобраться в себе, понять «Что я хочу?», «Какие мои жизненные цели?» и «Что со мной не так?», то узнайте больше о коучинг программе личностного роста “Выход за рамки” (Киев, Украина).

 Желаю вам веры в себя и свое окружение,

Анна Кожевникова

ВЫХОД ЗА РАМКИна livejournal , на facebook , на YouTube